Азы 3D-пилотажа

Оригинал - http://www.horizonhobby.com/articles/1022.asp
Перевод - Алексей Ким

Что такое 3D пилотаж?

Расскажу вкратце, что такое популярный сейчас 3D пилотаж. Это стиль полёта, граничащий с экстримом и вообще несвойственный самолётам. То есть увидеть 3D можно только в "модельном" исполнении. Это "кувыркание" буквально в нескольких сантиметрах от земли, полёты на закритических углах атаки, петли, восьмерки и прочие фигуры "на ноже" (!) и т.д. и т.п.

Всё началось с "сумасшедших" полётов фан-флаев, которые позволяли выполнять очень и очень интересные пируэты. Постепенно модели 3D стали более копийными - сейчас на знаменитом Т.О.С. (Tournament Of Champions - Турнир Чемпионов) по 3D программе летают копии самолетов "Extra" и "CAP" с размахом около 3-х метров.

Сразу надо сказать, что осваивать 3D лучше только после приобретения неплохих навыков обыкновенного пилотирования моделей.

Что нужно для 3D пилотажа?

Во многих классах моделей вы можете доверить средний ординарный самолёт в руки опытного пилота, и он покажет, что техника способна на многое. 3D - не такой класс.

Для 3D пилотажа нужен соответствующий самолёт. Что значит соответствующий ? Начнём с управления по тангажу - рули высоты должны составлять не менее 50% от общей площади горизонтального оперения и они должны работать как дверь в ковбойском салуне - по 450 в обе стороны. Подобные расходы и на элеронах и киле. Ещё один очень важный момент - тяга винта. Необходимо, чтобы отношение тяги винта к весу модели было не меньше 1,2. А ещё лучше - около 1,5 или даже 2 (к сведению - Т.О.С.овские модели весят 18 кг при тяге 40 - 43 кг). Надёжный ПРИЁМИСТЫЙ двигатель + винт увеличенного диаметра уменьшенного шага. Естественно, симметричный профиль крыла и низкая удельная нагрузка. И, самое главное, как можно более лёгкая модель.

Сейчас многие фирмы выпускают наборы и готовые модели, специально подготовленные под 3D. Как пример - CAP 232 и Extra 330 фирмы HANGAR 9.

Фигуры

Описание на 5 наиболее популярных фигур 3D:

  • The Elevator - "лифт"
  • The Blender - "миксер"
  • The Harrier - "харриер"
  • The Waterfall - "водопад"
  • The Torque roll - "силовая бочка"

Немного практики - и вы тоже сможете выполнять эти фигуры.

Elevator (Лифт)

Самолёт падает вертикально и при этом угол тангажа составляет 450 при спокойном ветре (встречном!) или даже больше (почти вертикально) при достаточно сильном. Газ используется для контроля скорости снижения и угла тангажа.

Как выполнять:

На околосрывной скорости на большой высоте и на малом газу медленно прибирайте ручку высоты на себя, пока не выберите весь верхний расход рулей высоты - модель начнёт падать как камень. Для управления по курсу и крену используйте только киль, не трогайте элероны. Просто держите крылья горизонтально. Добавьте газ для контроля скорости падения и высоты. После наблюдений за реакцией модели на покачивание килем вы поймёте, что вся сложность заключается в "игре" газом и килем.

Выход из фигуры:

Полный газ, перещёлкнуть Dual Rates на зажатые расходы.

Усложненное выполнение:

Держите высоту постоянно и немного добавьте газ перед самой землёй и переходите в "Харриер" для очень мягкой посадки. Или, ради адреналинчика, дайте газу и резко переведите модель в вертикаль с переходом в "torque roll".

"Elevator" с тридцати метров до шести и переход в "torque roll" - это круто!

Harrier (Харриер)

Очень медленный горизонтальный полёт с 450 тангажа.

Специальные настройки:

Приподнятые элероны помогут выполнить харриер.

Как выполнять:

Начало - такое же, как и в Elevator - на малом газу на околосрывной скорости заходите против ветра на желаемой высоте (чем ниже - тем зрелищнее). Позвольте модели немного "провалится", потом медленно добавляйте газку до тех пор, пока снижение не прекратится, и прибирайте на себя высоту (на максимальных расходах). Самолёт должен медленно лететь вперёд без потери высоты и с очень большим углом тангажа - примерно 40 - 450. Работайте газом для управления высотой и горизонтальной скоростью. Возможно, при встречном ветре придётся немного подруливать рулём высоты для сохранения постоянного угла тангажа. Для удержания модели по курсу и частично по крену используйте киль. Старайтесь как можно меньше работать элеронами в этой фигуре, т.к. они могут вызвать раскачку модели и потерю основного курса (и возможно, даже падение).

Основная сложность - сохранить контроль над моделью, если она начнёт раскачиваться и колебаться по крену.

Обычный выход:

Просто дайте газу и медленно отдавайте высоту, пока модель не перейдёт в горизонтальный полёт с набором скорости.

Усложненный выход:

Сбавляйте газ для потери высоты и выполните мягкую посадку в стиле "Харриер" - сначала касание килём, затем основными стойками. Здесь важно не забыть чуть-чуть добавить газу сразу после касания киля чтобы смягчить "плюханье" на основные стойки.

Waterfall (Водопад)

Очень зрелищная фигура - самолёт выполняет продолжающиеся "петли" (на самом деле модель вращается буквально вокруг фонаря!) с небольшой скоростью снижения.

Специальные настройки:

Основной фактор - большой расход рулей. По высоте - по 40-450 вниз и вверх. Задняя центровка - тоже неплохо для Водопада.

Как выполнять:

Начинайте относительно высоко. Перещёлкнитесь на максимальные расходы. На малом газу постепенно давайте высоту вверх (пока модель не встанет вертикально). В этот момент дайте высоту вниз полностью и втопите полный газ. Вам придётся непрерывно "качать" элероны и киль чтобы добится относительной устойчивости самолёта. Держите высоту полностью вниз на всём протяжении фигуры (зависит от вас и ваших нервов). Уменьшайте газ когда нос самолёта идёт вверх и давайте полный когда нос идёт вниз.

Основная сложность фигуры - это удержание на курсе элеронами и килём. Их действительно придётся "качать" туда-сюда, делая коррекции. Особенно внимательно отнеситесь к килю - если ошибётесь, то модель свалится в "штопор на ноже".

Выход:

Просто отпустите ручку высоты - модель сама перейдет в прямолинейный полёт. Но будет проявляться некоторая инерционность модели - поэтому тренируйтесь выходить из Водопада на большой высоте.

Для опытных пилотов - когда нос модели приближается к вертикали, отпустите ручку высоты и перейдите в Torque Roll.

Blender (Миксер)

Бочки вертикально вниз с резким переходом в обратный плоский штопор.

Специальные настройки:

Положительная экспонента 65 - 70%. Задняя центровка. Убедитесь, что крылья модели достаточно прочны - эта фигура подразумевает неслабую нагрузку на несущие плоскости (особенно при переходе от бочек к штопору). Как бы не было схлопывания...

Как выполнять:

Начинайте примерно со 150-200 метров. В горизонтальном полёте плавно переведите модель в отвесное пикирование на малом газу, дайте крен влево полностью (всё на максимальных расходах). Сделайте 2-3 полные бочки и быстро перекиньте ручки в положение обратной штопорной бочки (влево элероны, вправо киль, вниз высоту) - всё одновременно. Если всё ОК, модель должна сразу же перейти из левых бочек в обратный плоский штопор с тем же направлением вращения. Теперь дайте полностью газку - модель ускорит вращение и уменьшит скорость снижения.

Выход:

Просто отпустите элероны и киль и лишь придерживайте руль высоты немного вниз. Модель остановит вращение и начнёт набирать скорость в прямолинейном полёте. Когда скорость будет достаточно большой, полубочкой или полупетлей (да хоть как) перейдите в нормальный полёт. Не забудьте перещёлкнуться на обычные "зажатые" расходы - иначе запросто можно свалить самолёт - и выход в почву...

Torque Roll (Силовая бочка)

Культовая фигура из арсенала 3D-флаеров. Самолёт висит на месте вертикально и выполняет бочки.

Специальные настройки:

Большие расходы на руле высоты и киле. Задняя центровка. И ещё - правильно подключенный гироскоп переводит фигуру в разряд "детских". Но всё равно очень зрелищно. Особенно если на малой высоте и близко к себе и зрителям (но не очень...)

Ось двигателя - вверх на 3 - 40 - как ни странно. Это не позволит модели сильно опускать нос в Torque Roll.

Движок помощнее и хороший карбюратор для приёмистости, эффективный обдув рубашки - режим во время фигуры пиковый - винт перегружен. Винт - диаметр побольше, шаг поменьше. Собственные наблюдения - для .40 - .46 движков - APC 11x4 или 12,25х3,75. Для .90 движков - 17х6 или 16х7

В капоте - большие окна для входа и выхода охлаждающего воздуха.

Как выполнять:

Пролетайте пониже на малом газу и около себя переведите модель на вертикаль и немного добавьте газ. Теперь дайте влево элероны (немного) и "играйте" газом для вывешивания модели. Вводите коррекции рулём высоты и килём.

Основная сложность - быстро сообразить, в какую сторону дать киль, когда модель находится в положении "брюхом к вам". Тут поможет такой приём - киль давайте в сторону опустившейся консоли.

Выход:

Просто втопите газу.

Послесловие

В принципе 3D пилотаж не ограничен только каким-то определённым набором фигур - вы можете сами придумывать и выполнять что-то новое и сложное [ если не жалко моделей :) ].

Обсудить на форуме